Ресурсная поддержка общественных организаций малых городов и сельских районов Ростовской области (деятельность регионального Социального ресурсного центра)

Еще в 1999 году организация выступила одним из инициаторов создания объединения азовских общественников – Консультативного Совета общественных организаций при Управлении социальной защиты населения (начал работу с февраля 2000 года), в который вошли крупнейшие общественные организации города Азова и Азовского района, объединившие свои усилия для совместного разрешения стоящих перед гражданами социальных проблем. В марте 2011 года статус данной структуры был повышен путем реорганизации в Консультативный совет общественных организаций при администрации города.

Наш Консультативный Совет стал первой подобной структурой в Ростовской области, впоследствии по его образцу создавались такие советы в других городах и региональных структурах. Благодаря образовательной и информационно-методической работе Консультативного совета и нашей организации непосредственно значительно повысился профессиональный уровень азовских общественников. Всего за годы работы организовано более ста семинаров и конференций (в том числе южно-российских и международных) в Азове, Азовском районе, иных территориях Ростовской области. Большая работа проводится в сфере социальной поддержки людей старшего возраста и инвалидов, юридического и жилищного просвещения населения, профилактике наркомании и алкоголизма, создания устойчивых механизмов взаимодействия между общественными организациями и органами социальной защиты населения и так далее. Многие наработки также впоследствии использовались на областном и федеральном уровне.

В 2001-2003 годах в соответствии с Договором о сотрудничестве наша организация являлась представительством Ростовского ресурсного центра в городе Азове и Азовском районе. За этот период проведено более 20 семинаров для некоммерческих организаций г. Азова и Азовского района (по стратегическому планированию, взаимодействию с бизнесом, структурами власти и СМИ и так далее). В 2003-2005 годах проведено 20 информационных кампаний для общественных организаций и населения. Таким образом, с 1999 года организация фактически выступает в качестве ресурсного центра для общественников города Азова и Азовского района.

Проводились и совместные акции с другими областными общественными организациями, в частности, Ростовской организацией инвалидов «Феникс», Ростовским отделением Детского фонда, региональным отделением Движения «Матери России», Международным общественным Движением «Форум переселенческих организаций» и так далее.

В ноябре 2002 года для получения информации о возможностях работы Консультативных Советов мероприятия в г. Азове посещали представители общественных организаций городов Аксая, Морозовска, Таганрога. Таким образом, постепенно ресурсная поддержка, проводимая организацией, стала распространяться на другие малые города и сельские районы Ростовской области (мы работаем именно с такими территориями, поскольку в них общественные организации имеют наименьшее количество информационных и других ресурсов). В 2005 году организовано совместное обучение представителей общественных организаций и СМИ пяти городов и сельских районов Ростовской области внедрению прикладного бюджетного анализа и проведению общественных слушаний.

С 2006 года реализуются меры по развитию в Ростовской области и других регионах Юга России механизмов взаимодействия между общественными организациями, органами социальной защиты населения и СМИ. После обучения действующим методам социальной поддержки граждан и стажировок в органах соцзащиты общественные организации смогли внедрить в свою деятельность такие услуги, как оформление документов на различные социальные льготы для своих целевых групп.

В 2006-2007 годах организовано продвижение муниципальной целевой программы «Реконструкция и строительство детских городков по месту жительства «Маленький Азов» на период 2007-2010 годов».

В 2018 году нами при поддержке Фонда президентских грантов реализован проект «Развитие гражданской активности некоммерческих неправительственных организаций и органов территориального общественного самоуправления», предусматривавший повышение профессионализма некоммерческих неправительственных организаций и органов территориального общественного самоуправления путем внедрения в практику работы ННО и ТОС методов взаимодействия и развития общественного контроля, в том числе в сфере ЖКХ; доработки (с учетом специфики территорий) и внедрения устойчивых механизмов взаимодействия ННО, ТОС и местных администраций в рамках действующих комиссий; подготовку практических рекомендаций развития механизма предоставления ННО социальных услуг во взаимодействии с органами социальной защиты населения. В его ходе мы обратили внимание на повышенный интерес, проявленный ННО и ТОС к подобным «курсам повышения квалификации», ранее для них не проводившимся. Несмотря на наше предложение разделиться по наиболее важной для них тематике, они старались попасть на все направления обучения. Так мы снова убедились в том, что работу ННО и ТОС необходимо строить комплексно, учитывая максимально возможное количество способов взаимодействия с населением.

В 2019 году нами при поддержке Фонда президентских грантов реализован проект «Вовлечение органов территориального общественного самоуправления в институты гражданского общества», предусматривавший комплексное развитие органов ТОС путем повышения их профессионализма при обучении по спецкурсу; разработки и реализации программ комплексного развития ТОС; сбора, анализа и распространения лучших практик деятельности ТОС.

В октябре 2019 года в рамках итоговой конференции по проекту при содействии Общественной палаты Ростовской области мы собрали в городе Азове 57 представителей ННО, ТОС и органов местной власти из 12 близлежащих территорий – малых городов и сельских районов. В ходе проведения конференции представителями делегаций был поднят и включен в итоговую резолюцию вопрос о необходимости развития и повышения профессионализма гражданского общества путем обучения, обмена опытом, внедрения новых технологий. Если на севере Ростовской области (одной из крупнейших в России по площади и населению) действует ресурсный «Общественный центр социальных инициатив», а в самом Ростове – АНО «Атлас НКО», то на ее юге деятельность нашей организации в 2018-2019 годах в основном охватывала город Азов и Азовский район.

Исходя из этого, в рамках следующего проекта «Развитие общественной активности на юге Ростовской области», реализованного в 2020-2021 году при поддержке Фонда президентских грантов, мы сочли необходимым распространить работу нашего «Социального ресурсного центра» на 12 территорий юга Ростовской области, охватив муниципальные образования различного типа – как малые и средние города, так и сельские районы. Таким образом мы смогли также адаптировать предлагаемые технологии к различным условиям. Были проведены обучение ННО и ТОС и реализация программ развития гражданской активности. К сожалению, из-за эпидемии коронавируса некоторые направления проекта развить не удалось. Например, многие мероприятия пришлось перенести в режим онлайн или разбить на мини-семинары по отдельным территориям. При этом пострадало расширение горизонтальных связей между общественниками различных городов и районов.

В ходе реализации проекта мы увидели большую востребованность данной работы. При этом к нам за консультациями стали обращаться ННО из других соседних территорий юга Ростовской области, включая даже крупный город Таганрог с населением 250 тысяч человек (в котором, как мы считали ранее, работа с ННО и так налажена, и включать его в проект не планировали).

В рамках следующего проекта «Развитие гражданских инициатив на юге Ростовской области», реализованного в 2021-2022 годах при поддержке Фонда президентских грантов, мы сочли важным решение следующих проблем, выявленных по итогам работы с ННО и их опросов. Многие ННО и ТОС страдают неверием в свои силы, и здесь крайне важно развитие возникшей инициативы при поддержке ресурсного центра. Не просто акселерация проектов, но комплексное сопровождение по всем проблемам на каждом этапе работы – от мозгового штурма до реализации инициативы, итогового отчета и распространения наработанного опыта. Не обязательно с грантовым финансированием – для реализации многих инициатив достаточно того же бюджетирования или даже фандрайзинговых усилий. Получив информацию об успехе коллег, начнут активнее работать и другие ННО. Также по просьбам ННО из соседних муниципалитетов мы расширили площадь нашей работы в 2 раза, охватив 24 территории юга региона.

В настоящее время Социальным ресурсным центром осуществляется бесплатное консультирование общественных организаций Ростовской области по различным направлениям:

— техническая, информационная, консультативная, организационная помощь НКО, органам Территориального общественного самоуправления, Общественным советам при администрациях муниципальных образований, а также инициативным группам граждан.

— консультации по различным сторонам деятельности НКО: юридической, организационной, фандрайзингу, бухгалтерской, психологической, волонтерской;

— вовлечение в работу НКО добровольцев, в том числе путем проведения стажировок студентов местных вузов;

— проведение информационных кампаний по реализуемым программам действия;

— распространение среди заинтересованных сторон информации о проводимой деятельности;

— создание территориальных союзов / советов НКО;

— проведение совместных мероприятий с участием НКО, местных администраций, органов социальной защиты, СМИ;

— разработка и внедрение изменений в работу НКО;

— организация совместных практических мероприятий НКО;

— проведение мониторинга эффективности деятельности по усилению взаимодействия работы НКО, с определением наиболее эффективных методов;

— распространение наработанной информации по НКО, местным администрациям, органам соцзащиты и СМИ Ростовской области, Южного федерального округа и России в целом.