• Home
  • Направления

Международное сотрудничество

Азов имеет большой опыт работы с городами-побратимами, как российскими, так и расположенными за пределами страны. Не случайно по информации депутата Государственной Думы РФ от Ростовской области, заместителя председателя комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, верховного атамана Союза казачьих войск России и Зарубежья В. П. Водолацкого в конце 2017 года именно наш город был рекомендован в качестве образца в этой сфере для стран СНГ, а материал «Международное и межмуниципальное сотрудничество на примере города Азова» вышел в 10-м номере официального журнала Общероссийского конгресса муниципальных образований «Муниципальная Россия» от 28 декабря 2017 года.

Наиболее активно развиты связи с городом Агланджой (Республика Кипр). Азов и Агланджу связывают более 30 лет успешного сотрудничества, в рамках которого регулярно происходит обмен делегациями, организовываются совместные мероприятия в соответствии с Договором о побратимстве и Соглашением о создании комиссии по двустороннему сотрудничеству, в состав которой входят депутаты с обеих сторон. По инициативе мэрии Агланджи для воспитанников детского дома города Азова на Кипре организован летний оздоровительный отдых. Перспективными направлениями сотрудничества Азова и Агланджи являются обмены в области образования, здравоохранения, обмен опытом в сфере ЖКХ, налаживание деловых связей. Очень важно, что азовчане и киприоты поддерживают друг друга в политической сфере, в частности, мы выступаем за скорейшее решение проблемы разделения Кипра, а наши побратимы из страны – члена Евросоюза всегда рядом с нами в вопросе оценки вклада советского народа в Великую Победу. На протяжении двух десятков лет делегации из Агланджи приезжают в период проведения праздничных мероприятий, посвященных годовщине Победы нашего многонационального народа в Великой Отечественной войне. Мэр Агланджи традиционно выступает с поздравительной речью на митинге, посвященном Дню Победы, участвует в церемонии возложения цветов и в праздничном обеде с ветеранами.

В день празднования 950-летия Азова 9 сентября 2017 года прошло знаменательное событие – в одном из залов Азовского музея-заповедника состоялось подписание документов о сотрудничестве с 4 европейскими городами: договор об установлении побратимских связей с городом Пилос-Нестерос (Греция) и три Протокола о намерениях (по которым затем состоялось заключение договоров об установлении побратимских связей) с городами Сечань (Сербия), Курбевуа (Франция), Амальфи (Италия). Позже протокол о намерениях был подписан с городом Биелина (Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины). Договор об установлении побратимских связей с городом Сечань подписан 22 июня, с городом Биелина – 8 августа (стал девятым городом-побратимом Азова).

Однако в этой деятельности мы наблюдаем определенные недоработки. Взаимодействие с городами-побратимами (в первую очередь с Агланджой) ограничивается обменом официальными делегациями органов местного самоуправления и изучением взаимного опыта работы в сфере управления, жилищно-коммунального хозяйства и промышленности, в редких случаях происходят выезды музыкальных коллективов. Гражданское общество этих городов никак не взаимодействует.

В планах работы администрации с «новыми» городами-побратимами, в частности, мы видим презентации города Азова, его потенциала, инвестиционной привлекательности; встречи представителей бизнес-сообществ; выставки изделий промышленности и субъектов среднего и малого бизнеса города Азова; «круглые столы» – обмен лучшими практиками муниципального управления. В перечне явно не хватает мероприятий общественности. Таким образом, в работе с «новыми» городамипобратимами сохраняются существующие методы взаимодействия, не включающие гражданское общество.

На наш взгляд, недостаточно используется потенциал исторического прошлого Азова, одного из старейших городов России. Многие города-побратимы объединяет с Азовом судьба донского казачества. Это и Курбевуа (Франция), где эмигрировавшими после гражданской войны казаками, в том числе азовскими, был создан музей ЛейбГвардии Казачьего Его Величества полка. И Сечань (Сербия), и Биелина (Республика Сербская), в окрестностях которых в 1920-е годы по приглашению сербского (югославского) короля Александра те же казаки строили дороги и до сих пор стоят «казачьи» церкви. Напомним, что этот полк традиционно пополнялся донскими низовыми казаками (казаками с Нижнего Дона, где расположен и Азов). Многие из потомков казаков, не принявших Советскую власть, до сих пор живут в этих европейских городах.

При этом в Азове действует одно из крупнейших казачьих обществ в Ростовской области и один из крупнейших краеведческих музеев Юга России с большой научной базой.

Таким образом, опыт «народной дипломатии» в городе Азове есть. Необходимо придать новый, общественный импульс движению городов-побратимов для сотрудничества, укрепления гуманитарных связей, к изучению истории, развитию и обогащению культуры, изучению жизни и быта, национальных традиций, росту туризма, более активно учитывать в данной работе историческую составляющую. Особенно учитывая важность момента – работа с «новыми» городами только выстраивается, и внести в нее коррективы и новые направления взаимодействия легче всего именно сейчас. Крайне важно поддержание прямых контактов между людьми, с привлечением молодежи к развитию подобного сотрудничества, а также противодействие искажению истории и продвижение объективной исторической и актуальной информации о Российской Федерации, включая ее роль в победе над нацизмом.

В 2020-21 годах нами при поддержке Фонда президентских грантов реализован проект «Общие ценности: по следам донского казачества», предусматривавший развитие взаимодействия города Азова Ростовской области и его городов-побратимов в общественной сфере с использованием исторических связей донского казачества путем  укрепления взаимодействия гражданского общества Азова и его городов-побратимов (Сечань в Сербии, Биелина в Республике Сербской и других) в рамках общественной дипломатии с учетом исторической составляющей; содействие формированию положительного имиджа России (и города Азова в частности) в балканских странах; восстановление исторических и родственных связей донского казачества в Азове и его городах-побратимах. В его ходе активисты общественных организаций, казачества, СМИ и ТОС обучены по спецкурсу "Использование исторического потенциала в общественной дипломатии"; организовано духовно-патриотическое воспитание и информирование об исторических связях казачества с городами-побратимами учеников 2 казачьих Профессиональных училищ города с проведением конкурса работ на тему «Возможности казачества в усилении связей с городами-побратимами». В июле 2021 года организована поездка представителей городских общественных организаций, казачества и победителей конкурса в города-побратимы Биелина (Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины) и Сечань (Сербия) с проведением «круглых столов» «Связь поколений» и выставок-презентаций города Азова, прямым общением и обменом опытом, сбором материалов о связи донского казачества с этими городами.

Если кратко – гражданское общество городов-побратимов стало гораздо ближе и смогло найти точки взаимодействия. Наша организация получила практический опыт работы с городами-побратимами, в том числе за пределами России, и планирует дальше развивать это направление работы. Данный опыт мы считаем интересным распространить на города-побратимы в других православных странах.

Ресурсная поддержка общественных организаций малых городов и сельских районов Ростовской области (деятельность регионального Социального ресурсного центра)

Еще в 1999 году организация выступила одним из инициаторов создания объединения азовских общественников – Консультативного Совета общественных организаций при Управлении социальной защиты населения (начал работу с февраля 2000 года), в который вошли крупнейшие общественные организации города Азова и Азовского района, объединившие свои усилия для совместного разрешения стоящих перед гражданами социальных проблем. В марте 2011 года статус данной структуры был повышен путем реорганизации в Консультативный совет общественных организаций при администрации города.

Наш Консультативный Совет стал первой подобной структурой в Ростовской области, впоследствии по его образцу создавались такие советы в других городах и региональных структурах. Благодаря образовательной и информационно-методической работе Консультативного совета и нашей организации непосредственно значительно повысился профессиональный уровень азовских общественников. Всего за годы работы организовано более ста семинаров и конференций (в том числе южно-российских и международных) в Азове, Азовском районе, иных территориях Ростовской области. Большая работа проводится в сфере социальной поддержки людей старшего возраста и инвалидов, юридического и жилищного просвещения населения, профилактике наркомании и алкоголизма, создания устойчивых механизмов взаимодействия между общественными организациями и органами социальной защиты населения и так далее. Многие наработки также впоследствии использовались на областном и федеральном уровне.

В 2001-2003 годах в соответствии с Договором о сотрудничестве наша организация являлась представительством Ростовского ресурсного центра в городе Азове и Азовском районе. За этот период проведено более 20 семинаров для некоммерческих организаций г. Азова и Азовского района (по стратегическому планированию, взаимодействию с бизнесом, структурами власти и СМИ и так далее). В 2003-2005 годах проведено 20 информационных кампаний для общественных организаций и населения. Таким образом, с 1999 года организация фактически выступает в качестве ресурсного центра для общественников города Азова и Азовского района.

Проводились и совместные акции с другими областными общественными организациями, в частности, Ростовской организацией инвалидов «Феникс», Ростовским отделением Детского фонда, региональным отделением Движения «Матери России», Международным общественным Движением «Форум переселенческих организаций» и так далее.

В ноябре 2002 года для получения информации о возможностях работы Консультативных Советов мероприятия в г. Азове посещали представители общественных организаций городов Аксая, Морозовска, Таганрога. Таким образом, постепенно ресурсная поддержка, проводимая организацией, стала распространяться на другие малые города и сельские районы Ростовской области (мы работаем именно с такими территориями, поскольку в них общественные организации имеют наименьшее количество информационных и других ресурсов). В 2005 году организовано совместное обучение представителей общественных организаций и СМИ пяти городов и сельских районов Ростовской области внедрению прикладного бюджетного анализа и проведению общественных слушаний.

С 2006 года реализуются меры по развитию в Ростовской области и других регионах Юга России механизмов взаимодействия между общественными организациями, органами социальной защиты населения и СМИ. После обучения действующим методам социальной поддержки граждан и стажировок в органах соцзащиты общественные организации смогли внедрить в свою деятельность такие услуги, как оформление документов на различные социальные льготы для своих целевых групп.

В 2006-2007 годах организовано продвижение муниципальной целевой программы «Реконструкция и строительство детских городков по месту жительства «Маленький Азов» на период 2007-2010 годов».

В 2018 году нами при поддержке Фонда президентских грантов реализован проект «Развитие гражданской активности некоммерческих неправительственных организаций и органов территориального общественного самоуправления», предусматривавший повышение профессионализма некоммерческих неправительственных организаций и органов территориального общественного самоуправления путем внедрения в практику работы ННО и ТОС методов взаимодействия и развития общественного контроля, в том числе в сфере ЖКХ; доработки (с учетом специфики территорий) и внедрения устойчивых механизмов взаимодействия ННО, ТОС и местных администраций в рамках действующих комиссий; подготовку практических рекомендаций развития механизма предоставления ННО социальных услуг во взаимодействии с органами социальной защиты населения. В его ходе мы обратили внимание на повышенный интерес, проявленный ННО и ТОС к подобным «курсам повышения квалификации», ранее для них не проводившимся. Несмотря на наше предложение разделиться по наиболее важной для них тематике, они старались попасть на все направления обучения. Так мы снова убедились в том, что работу ННО и ТОС необходимо строить комплексно, учитывая максимально возможное количество способов взаимодействия с населением.

В 2019 году нами при поддержке Фонда президентских грантов реализован проект «Вовлечение органов территориального общественного самоуправления в институты гражданского общества», предусматривавший комплексное развитие органов ТОС путем повышения их профессионализма при обучении по спецкурсу; разработки и реализации программ комплексного развития ТОС; сбора, анализа и распространения лучших практик деятельности ТОС.

В октябре 2019 года в рамках итоговой конференции по проекту при содействии Общественной палаты Ростовской области мы собрали в городе Азове 57 представителей ННО, ТОС и органов местной власти из 12 близлежащих территорий – малых городов и сельских районов. В ходе проведения конференции представителями делегаций был поднят и включен в итоговую резолюцию вопрос о необходимости развития и повышения профессионализма гражданского общества путем обучения, обмена опытом, внедрения новых технологий. Если на севере Ростовской области (одной из крупнейших в России по площади и населению) действует ресурсный «Общественный центр социальных инициатив», а в самом Ростове – АНО «Атлас НКО», то на ее юге деятельность нашей организации в 2018-2019 годах в основном охватывала город Азов и Азовский район.

Исходя из этого, в рамках следующего проекта «Развитие общественной активности на юге Ростовской области», реализованного в 2020-2021 году при поддержке Фонда президентских грантов, мы сочли необходимым распространить работу нашего «Социального ресурсного центра» на 12 территорий юга Ростовской области, охватив муниципальные образования различного типа – как малые и средние города, так и сельские районы. Таким образом мы смогли также адаптировать предлагаемые технологии к различным условиям. Были проведены обучение ННО и ТОС и реализация программ развития гражданской активности. К сожалению, из-за эпидемии коронавируса некоторые направления проекта развить не удалось. Например, многие мероприятия пришлось перенести в режим онлайн или разбить на мини-семинары по отдельным территориям. При этом пострадало расширение горизонтальных связей между общественниками различных городов и районов.

В ходе реализации проекта мы увидели большую востребованность данной работы. При этом к нам за консультациями стали обращаться ННО из других соседних территорий юга Ростовской области, включая даже крупный город Таганрог с населением 250 тысяч человек (в котором, как мы считали ранее, работа с ННО и так налажена, и включать его в проект не планировали).

В рамках следующего проекта «Развитие гражданских инициатив на юге Ростовской области», реализованного в 2021-2022 годах при поддержке Фонда президентских грантов, мы сочли важным решение следующих проблем, выявленных по итогам работы с ННО и их опросов. Многие ННО и ТОС страдают неверием в свои силы, и здесь крайне важно развитие возникшей инициативы при поддержке ресурсного центра. Не просто акселерация проектов, но комплексное сопровождение по всем проблемам на каждом этапе работы – от мозгового штурма до реализации инициативы, итогового отчета и распространения наработанного опыта. Не обязательно с грантовым финансированием – для реализации многих инициатив достаточно того же бюджетирования или даже фандрайзинговых усилий. Получив информацию об успехе коллег, начнут активнее работать и другие ННО. Также по просьбам ННО из соседних муниципалитетов мы расширили площадь нашей работы в 2 раза, охватив 24 территории юга региона.

В настоящее время Социальным ресурсным центром осуществляется бесплатное консультирование общественных организаций Ростовской области по различным направлениям:

— техническая, информационная, консультативная, организационная помощь НКО, органам Территориального общественного самоуправления, Общественным советам при администрациях муниципальных образований, а также инициативным группам граждан.

— консультации по различным сторонам деятельности НКО: юридической, организационной, фандрайзингу, бухгалтерской, психологической, волонтерской;

— вовлечение в работу НКО добровольцев, в том числе путем проведения стажировок студентов местных вузов;

— проведение информационных кампаний по реализуемым программам действия;

— распространение среди заинтересованных сторон информации о проводимой деятельности;

— создание территориальных союзов / советов НКО;

— проведение совместных мероприятий с участием НКО, местных администраций, органов социальной защиты, СМИ;

— разработка и внедрение изменений в работу НКО;

— организация совместных практических мероприятий НКО;

— проведение мониторинга эффективности деятельности по усилению взаимодействия работы НКО, с определением наиболее эффективных методов;

— распространение наработанной информации по НКО, местным администрациям, органам соцзащиты и СМИ Ростовской области, Южного федерального округа и России в целом.

Прикладные социологические исследования

В разные годы организацией были проведены следующие исследования:

• «Выявление основных проблем и запросов вынужденных переселенцев, проживающих в Ростовской области, а также информированности населения об этих проблемах. Роль общественных организаций в решении этих проблем»;

• «Положение с социальными и экономическими правами на территории Ростовской области»;

• «Определение эффективности методов работы по предотвращению торговли людьми в малых городах и сельской местности Ростовской области»;

• «Комплексные муниципальные программы по социальной реабилитации лиц с девиантным поведением и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, как основа системы профилактики преступности (по материалам Ростовской области)»;

• «Ситуация с назначением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг»;

• «Исследование потребностей лиц, вышедших из мест лишения свободы»;

• «Проведение оценки результатов реализации проекта Фонда «Новая Евразия» «Стабилизация ситуации на Северном Кавказе: формирование институциональных механизмов предотвращения конфликтов» (территория Южного и Северо-Кавказского Федеральных округов);

• «Мониторинг деятельности международных и российских организаций в рамках проекта «Международный опыт по урегулированию конфликтов на Северном Кавказе».

 

В 2013-2016 годах Фондом социальных исследований «Хамовники» поддержаны два исследовательских проекта организации.

 

Проект «Социальный портрет неплательщика жилищно-коммунальных услуг»

 

Цель проекта

  • Описание реальной социальной структуры неплательщиков жилищно-коммунальных услуг Ростовской области.

 

Задачи проекта

  • Проведение качественного социологического исследования и последующее описание:

–       причин задержек оплаты населением жилищно-коммунальные услуг с учетом структуры доходов неплательщиков (наличие отходничества и т. п.);

–       деятельности управляющих кампаний и ТСЖ по возвращению долгов за жилищно-коммунальные услуги;

–       эффективности социальной политики государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

  • Подготовка и распространение рекомендаций в части повышения эффективности социальной политики государства в сфере ЖКХ по итогам проведенного исследования.

 

Проектная деятельность

  • Анализ действующего законодательства – федерального и местного, и его соответствия международному законодательству. Изучение имеющейся статистики.
  • Проведение полевых работ и обработка полученных данных.
  • Анализ социальной политики государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства; анализ СМИ.

 

Результаты проекта

  • Составлен социальный портрет неплательщика жилищно-коммунальных услуг Ростовской области.
  • Распространение и обсуждение отчета и рекомендаций.

 

Проект «Рынок неплатежей в ЖКХ: административные, бытовые и организационные аспекты»

Цель проекта

  • Описание системы взаимосвязей различных факторов (административных, бытовых, организационных и других, с учетом специфики конкретных территорий), влияющих на развитие проблемы неплатежей в сфере ЖКХ Ростовской области.

 

Задачи проекта

  • Проведение качественного социологического исследования и последующее описание:
    • причин задержек оплаты населением жилищно-коммунальных услуг с учетом структуры доходов неплательщиков (наличие отходничества и т. п.);
    • причин возникновения неплатежей ресурсоснабжающим организациям со стороны Управляющих компаний и ТСЖ;
    • эффективности политики государства в решении проблем неплатежей в ЖКХ (социальной – в отношении неплательщиков-частных лиц, административной – в отношении юридических лиц).

 

  • Подготовка и распространение рекомендаций в части повышения эффективности административной и социальной политики государства в сфере ЖКХ по итогам проведенного исследования.

 

  • Подготовка и издание книги по итогам проведенного исследования.

 

Проектная деятельность

  • Проведение полевых работ и обработка полученных данных.
  • Подготовка и распространение аналитического отчета с рекомендациями.
  • Подготовка и издание книги по результатам проекта.

 

Одной из основных проблем жилищно-коммунального хозяйства является наличие большого количества собственников квартир-должников по жилищно-коммунальным услугам. В ходе экономического кризиса их количество только увеличилось. Нерегулярно оплачивают эти расходы более 60% населения. Все больше становится граждан, которые просто не в состоянии своевременно их оплачивать. При этом среди должников имеются не только маргинализированные слои, но и вполне обеспеченные граждане. Управляющие компании нередко только обостряют ситуацию, усиливая давление на неплательщиков путем привлечения коллекторских структур и применения более жестких методов получения долгов. Такое противостояние способно усилить социальную напряженность в стране. Государство применяет меры социальной защиты малообеспеченных граждан в сфере ЖКХ, такие, как субсидии и льготы, однако их эффективность могла бы быть намного выше.

 

При проведении исследования для целевых групп были составлены опросные листы, включающие в себя блоки по выявлению следующих проблем:

— причины задержки оплаты жилищно-коммунальных услуг с учетом структуры доходов неплательщиков (наличие отходничества и т. п.);

— причины возникновения неплатежей ресурсоснабжающим организациям со стороны Управляющих компаний и ТСЖ;

— эффективность политики государства в решении проблем неплатежей в ЖКХ (социальной – в отношении неплательщиков-частных лиц, административной – в отношении юридических лиц).

 

Для проведения исследования были выбраны все существующие на территории Ростовской области условия – областной центр, город с населением более миллиона человек (Ростов-на-Дону), крупный город (Таганрог), большие города (Батайск, Волгодонск, Новочеркасск), средний город (Азов), малый город (Аксай), сельский район (Азовский).

  

Результаты исследования были проанализированы для выявления и описания социальных групп неплательщиков, деятельности Управляющих компаний и ТСЖ по возвращению долгов за жилищно-коммунальные услуги, причин возникновения неплатежей ресурсоснабжающим организациям со стороны Управляющих компаний и ТСЖ. Также проведен контент-анализ публикаций СМИ, касающихся неплатежей ЖКХ, и информационных кампаний в сфере ЖКХ, с целью выявления тенденций формирования общественного мнения по данному вопросу, анализ социальной политики государства по поддержке малоимущих семей в сфере ЖКХ.

 

Результаты проекта

  • Описаны системы взаимосвязей различных факторов, влияющих на развитие проблемы неплатежей в сфере ЖКХ Ростовской области.
  • Результаты исследования опубликованы в виде отдельного издания.
  • Подготовлены рекомендации в части повышения эффективности административной и социальной политики государства в сфере ЖКХ по итогам проведенного исследования.
  • Медийные: серия интервью и материалов в СМИ по результатам исследования.

Социальная защита населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Изначально наша организация занималась исключительно проблемами мигрантов. Однако достаточно скоро выявилась основная проблема мигрантов – отсутствие / наличие жилья. Наличие жилья также является для них достаточно большой проблемой, ведь часто купленное ими жилье – самое дешевое и наиболее плохого качества. У тех, кто снимает жилье, возникают сложности с регистрацией по месту жительства, и практически у всех мигрантов, вынужденных восстанавливать свое материальное положение на новом месте, возникали проблемы с оплатой коммунальных услуг. Поэтому юристам нашей общественной приемной пришлось тщательно изучить жилищное законодательство и постоянно давать консультации на эту тему как мигрантам, так и иным малообеспеченным гражданам из числа местных жителей.

Постепенно одним из основных направлений работы организации стала социальная защита населения в сфере ЖКХ, а главными видами деятельности в этом направлении:

— Помощь  населению в оформлении документов на жилищные субсидии (включая сдачу документов в органы социальной защиты населения);

— Организация взаимодействия общественных организаций, органов социальной защиты населения и СМИ по увеличению эффективности социальной защиты населения в сфере ЖКХ;

— Разработка и апробация механизмов усиления эффективности социальной защиты населения в сфере ЖКХ.

Важным направлением работы стало создание устойчивых механизмов взаимодействия между общественными организациями и органами социальной защиты населения. И в первую очередь из-за выгодности их всем сторонам процесса. С самого начала своей деятельности мы взяли курс на взаимовыгодное сотрудничество с органами власти, поскольку только в результате такого сотрудничества различных секторов общество способно развиваться и совершенствоваться. В частности, во взаимодействии с Министерством труда и социального развития Ростовской области с 2006 года на нескольких территориях области внедрялась разработанная нами устойчивая социальная модель максимального охвата населения жилищными субсидиями во взаимодействии НКО, органов социальной защиты населения и СМИ.

Представители общественных организаций проходили стажировки в Управлениях социальной защиты, изучая порядок начисления жилищных субсидий и другие механизмы поддержки малообеспеченных граждан, которые впоследствии применяют в деятельности своих организаций.

Помогая населению собирать необходимые документы, они тем самым способствовали органам соцзащиты сократить административные барьеры и увеличить количество получателей субсидий.

Ведется ресурсная поддержка некоммерческих организаций, работающих по социальной защите населения в сфере ЖКХ, сбор и распространение информации о возможностях взаимодействия различных секторов в этом поле деятельности и за пределами Ростовской области: в октябре 2006 года в городе Азове нами проведена Первая южно-российская конференция «Приоритеты социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства», в которой приняли участие более ста человек из различных регионов Южного Федерального округа, организуются выездные семинары, распространена выпущенная в 2006 году брошюра «Возможности взаимодействия органов социальной защиты населения, общественных организаций и СМИ по увеличению численности получателей жилищных субсидий».